СПЕЦПРОЕКТ
Как зарабатывать на уличной фотографии
Сергей Ристенко на личном опыте
Сергей Ристенко — известный киевский стрит-фотограф, один из первооткрывателей этого жанра в столице. За аккаунтом Сергея в Instagram следят более 26 тысяч человек, он уже провел несколько полноценных персональных выставок, а его снимок Родины-Матери стал одним из лучших в номинации «Выбор зрителей» в ежегодном конкурсе сервиса SkyPixel.

Мы встретились с Сергеем и разузнали, с чего начинать новичкам, как заработать на уличной фотографии и о каких подводных камнях в мире фотоискусства нужно помнить.
Коротко про героя
Сергей Ристенко ― не только профессиональный фотограф. Он работает кастинг-директором компании RADIOAKTIVEFILM и даже поучаствовал в съемках для сериала «Чернобыль» от HBO. Раньше Сергей работал в фотоателье, был фотографом в СМИ и даже снимался в рекламе.

Facebook
Instagram
С чего начать?
Банально, но с просмотра фото других уличных фотографов. Со временем, вы сможете найти свой стиль, придумать собственные фишки и стать узнаваемым. К примеру, Киев снимает много фотографов, но свою неповторимую нишу нашел именно Сергей Ристенко. Его фишка ― рассветы и закаты в украинской столице.
Люди должны узнавать автора, только взглянув на его фото. Как-то в соцсетях мои приятели даже выкладывали кадры утреннего Киева с хештегом #покаристенкоспит. Так что фото рассветов и закатов в городе я точно застолбил.
Следующий шаг, без которого заработать вряд ли удастся, ― постоянное развитие. Меняйте ракурсы, локации, все, что угодно, лишь бы не снимать все время одно и то же. К слову, так сделал и сам Сергей: много лет он снимал Киев на iPhone (сначала 4s и 5s, а потом и 7), а около года назад сменил «рабочий инструмент» на дрон. Говорит, что в мобильной фотографии уже достиг всего, чего только можно было.
Мне стало неинтересно снимать на телефон. Я фотографировал уже механически, терялось удовольствие. Однообразие приедается, а вау-эффект все-таки должен быть, всегда нужно держать интерес людей. Поэтому если достигли пика в одном жанре, ищите себя в другом. Например, если стали профи в свадебной съемке, пробуйте стрит-фото.
На что снимать?
Допустим, вы уже нашли свою нишу, знаете, в каком направлении хотите работать и что именно будете снимать. Теперь вопрос ― какой техникой все это фотографировать?
У Сергея Ристенко ― семь фотоаппаратов, есть пленочный и даже «мыльница». Иногда он ими пользуется, но многие годы главным источником крутых стрит-снимков Киева был обычный iPhone. Иногда Сергей все еще на него снимает, но, как мы писали выше, около года назад сменил смартфон на дрон. Да, смартфон удобный, его можно быстро достать из кармана, если нужный кадр подвернулся внезапно, или сфотографировать нужно незаметно. С его помощью можно быстро редактировать и публиковать кадры.
Но дрон позволяет показывать город с недоступного многим ракурса.
Фотографировать дроном сложнее. Иногда думаешь «Вау, какой дом! Сверху он будет таким крутым!». Но потом поднимаешь дрон, а там совершенно обычная крыша. Или наоборот, с земли что-то выглядит неприметно, а с высоты ― совсем по-другому.
По словам Сергея, годный для работы фотографа дрон стоит, в среднем, 1,5 тысячи евро. Немало, особенно, если учитывать, что беспилотник можно потерять. Сигнал устройства могут попросту заглушить, ведь далеко не всем нравится, когда над их, к примеру, частными владениями летает дрон. И тогда пиши пропало: устройство «превратится в летучую болванку и долетит до первого препятствия».
Сначала морально попрощайтесь с дроном, а потом начинайте «летать». Иначе вы будете думать не о том, как сделать крутой кадр, а о том, как не потерять дрон. А когда ты осознаешь, что он может «погибнуть», относишься к этому спокойно. Это как в песне: «Если в море утону, знать судьба такая». Вот, например, на Почтовой мой приятель снимал дроном. Ехала-ехала машина, не заметила устройство и просто его сбила. Приятель временно остался без дрона.
К слову, сам Сергей терял сигнал дрона только раз, но благодаря попутному ветру тот все-таки вернулся «домой».
Как и где продвигаться?
Соцсети
Портфолио
Выставки
Социальные сети — мощный инструмент для повышения узнаваемости собственного бренда. Они позволяют охватить большое количество людей, выработать фирменный стиль и даже получить первые коммерческие заказы. В жизни Сергея Instagram и Facebook появились позже, чем сама стрит-фотография, но оказали большое влияние на рост его популярности.

― Я долгое время думал, что свои снимки в Instagram вижу только я. Считал аккаунт своей онлайн-галереей и не понимал, что за имена появляются под фотографиями. Уже потом понял, что это лайки (смеется). До Instagram меня почти никто не знал, а сейчас даже пару раз в «Сільпо» узнавали. Еще чуть-чуть, и начнут узнавать в Le Silpo (смеется).

Сергей говорит, что в аккаунте любой соцсети не должно быть каши: тут показываем еду, а здесь рассветы и закаты. Нужно выбрать одну стилистику и следовать ей. Например, Сергей старается не выдавать под фото тысячу и одну умную мысль или цитату. «Люди должны сами создавать определенный образ после просмотра фотографии», ― считает фотограф.

― Еще нужно серьезно относится к селекции работ и не постить в соцсетях все 145 кадров с одной съемки. Лучше выбрать одно фото, но то, которое заставит людей сказать «Вау!».
Нельзя недооценивать портфолио. Галереи не будут выставлять что попало, туда нужно приходить с конкретным предложением. Сергей советует оформить все свои работы в виде проектов ― серии пейзажных снимков, геометрии, панорамы и так далее.

― В интернете у меня есть галерея работ в разных форматах. Во время переговоров с заказчиками или заведениями, где мне предлагают выставляться, я могу показать именно то, что им нужно. Поэтому я не хожу и не раздаю налево и направо свои визитки.
Один из главных шагов по продвижению себя как фотографа — это выставки. Нужно собрать волю в кулак, взять портфолио в руки и пойти по галереям, арт-пространствам и другим заведениям, куда, по вашему мнению, вписались бы ваши снимки.

Выставки помогают пропиариться и значительно повысить узнаваемость. Но это далеко не все плюсы.

― Я достаточно темный в этом деле человек, намеренно не занимаюсь поиском, чаще всего мне предлагают выставки. После них пишут иностранцы, хотят приобрести фото. Например, на одной из последних выставок 12 или 13 работ из 15-и купили именно иностранцы.
На чем зарабатывать?
Коммерческие съемки
Продажа принтов
Продажа открыток
Обучающие курсы и мастер-классы
Стоки
Съемки видео
Обложки для песен в YouTube
Половина кадров, сделанных Сергеем с дрона, — некоммерческие. Их он делает для собственного удовольствия. Чаще всего снимает городские локации и людей. Но эти же снимки одновременно являются и хорошей рекламой Сергея как фотографа: он постит их в соцсетях, оттуда их часто забирают всевозможные паблики.

Вторая половина съемок с дрона — коммерческие. За один фотосет Сергей берет от $100, ценообразование зависит от сложности проекта.
Сергей не скрывает, что съемка с дрона — один из самых выгодных и востребованных способов заработка для фотографа. Все дело в высоком качестве снимков ― на смартфоне такого не достичь.

Сергей печатает свои фото с беспилотника в виде принтов и продает их. Цена зависит от размера принта, самый дешевый ― в стекле размером 30 на 45 см ― стоит около 150 долларов. Дороже всего ― 600 долларов ― стоят большие принты (90 на 120 см).

Покупают их в основном после выставок. По словам Сергея, иностранцы охотнее берут геометрические снимки, а украинцы больше ценят панораму. Сейчас такие принты украшают стены офиса компании Radioactive Film, где работает Сергей. Увидеть их можно и в гостинице Radisson Blu на Золотых Воротах.

― Посчитайте сами: продав за месяц три принта, вы можете заработать 1,5 тысяч долларов. Продавать их для общественных мест еще выгоднее, ведь чем больше человек увидят работы, тем больше будет покупателей. Но естественно, сначала нужно научиться делать крутые снимки, а потом ставить высокие цены.
Если принты Сергей печатает около года, то открытки ― уже несколько лет. Называет это приятным пассивным доходом — печатаешь определенный тираж и распродаешь потихоньку. Цены средние: поштучно — 10 грн, набор из 10 штук — 80 грн, 20 штук — 150 грн.

Напечатанные открытки у Сергея часто покупают заведения общепита. Пару раз брали книжные магазины и даже киевский отдел туризма.
Этот способ монетизации своего занятия подойдет, скорее, фотографам с опытом ― проще говоря, профессионалам своего дела. Сергей вел курс мобильной фотографии для взрослых, потом ― для подростков, а скоро поедет обучать новичков в Одессе.

― Все это я делаю за деньги. Пусть и не всегда большие, если предложение мне очень интересно. Иногда работаю по бартеру. Например, в деревне, где у меня дача, односельчане просят их сфотографировать, а потом отдают натурпродуктом. Вай нот? Там у людей своя система ценностей.
Здесь, говорит Сергей, одно фото «принимают», в среднем, за 7-10 долларов.

― Скажу честно, я не продаю свои фото на стоки ― не хочу навсегда отдавать авторский контент за 7 долларов. Но для начала карьеры, как по мне, это вполне интересный опыт и пассивная возможность заработка. Но лично мне жалко продавать свои фотографии так дешево, учитывая, что мой самый дешевый принт стоит 150 долларов.
Этот способ ― уже не совсем про фотографию, но заработать на нем можно прилично. Иногда Сергей снимает Киев дроном на видео. Такие кадры потом можно продавать для клипов. Например, один из таких роликов Сергея Ристенко хотела купить команда Монатика для недавнего шоу певца на НСК «Олимпийский». Но из-за организационных моментов это так и осталось в планах.
Наверняка все видели композиции со статичной фотографией вместо клипа в YouTube. Периодически такие предложения от музыкантов поступают и Сергею. Он относится к такому заработку по-особенному.

― Я понимаю, что они не заплатят за фотографию ее реальную цену. Но ведь кадр музыканты просят не для того, чтобы повесить его дома. Поэтому я руководствуюсь своеобразным принципом: деньги за фото обычно прошу пожертвовать туда, куда покупатель посчитает нужным. В итоге мы вместе делаем хорошее дело, а с меня не убавится.
О чем нужно помнить?
Сергей говорит, что фотографу не так легко зарабатывать на жизнь, как это может показаться на первый взгляд. С каждым годом работы все больше и больше обесцениваются, потому что фотография как ремесло принимает массовый характер. Плюс паблики в соцсетях часто выставляют снимки без указания имени фотографа. Авторское право сейчас «усохло», считает Сергей. Лишнее подтверждение этому ― ситуации, когда люди просят Сергея выслать им фотографии файлом бесплатно.
Считаю это неуважением. Мне бы вообще хотелось, чтобы у наших людей была культура фотографии. Например, мою историю с принтами многие воспринимают как баловство. Что, купить эту работу? Зачем? Или заявления пабликов в стиле: «Дай нам свою фотографию, а мы тебя пропиарим». В таких случаях я всегда отвечаю, что сделаем так, когда в магазинах за еду можно будет платить «пиарами». Для фотографов уже вообще пора ввести такую денежную единицу как один «пиар».
К слову, у Сергея есть специальная система маркировки принтов своими инициалами. Если работа «всплывет» там, куда ее не продавали, фотограф будет знать, откуда растут ноги. С каждого покупателя Сергей берет расписки, что те не будут перепечатывать работу и что использовать фото будут только в заранее оговоренных целях.
Свои снимки для принтов Сергей печатает в нескольких размерах ― каждого не более 10+1 копий. Это гарантирует, что картина не станет тиражной, а значит, не уменьшится в цене. Ведь если начать штамповать принты и распродавать их налево и направо, они превратятся в масс-маркет.
Не всегда нужно стоять за цену ― лучше идти на диалог, когда у тебя хотят купить работу. В некоторых случаях покупателю можно сделать скидку, а иногда вообще отдать работу бесплатно. Как-то я узнал о детях из поселка Трехизбенка (Луганская область ― прим. ред.), которые в первый раз в жизни приехали в Киев. Им здесь очень понравилось, и я подарил свои принты школе, в которой они учатся.
Эпилог
Сергей зарабатывает не только на фотографии. Его основная работа ― кастинг-директор в Radioactive Film. Доход от этих занятий одинаковый ― 50 на 50, как говорит Сергей. Выбирать что-то одно он не планирует ― ему нравится и основная работа, и фотография.
Когда ты занимаешься тем, что действительно нравится — ты развиваешься, улучшаешь свои навыки. А когда это обычное зарабатывание денег, например, на свадебных фотосъемках, происходит мое любимое «замыливание глаз», когда пропадает творчество и все идет по накатанной. Те же позы для молодоженов, один сценарий на все случаи жизни. Фотография должна быть разминкой для мозга, важно искать новые ракурсы, постоянно меняться.
Если у вас или ваших знакомых есть интересный опыт, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, обязательно напишите нам в редакцию!
Текст: Алена Серикова, Валерия Коваль
Фото: Ярослав Шуров